Новый путь к праведности – через веру.
На основании собственной праведности, похоже, могли бы спастись только три человека в истории: это Иов, Ной и Даниил. «Сии три мужа: Ной, Даниил и Иов, ... праведностью своею спасли бы только свои души, говорит Господь Бог» (Иез. 14:14). При этом они «не спасли бы ни сыновей, ни дочерей» (Иез. 14:18).
«Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем. Ибо Тот же, Кто сказал: не прелюбодействуй, сказал и: не убей; посему, если ты не прелюбодействуешь, но убьешь, то ты также преступник закона» (Иак. 2:10,11).
«Все, кто полагается на соблюдение Закона, находятся под проклятием. Ведь написано: «Проклят каждый, кто не исполняет всего, что записано в книге Закона» (Гал. 3:10, NRT).
Слово «закон» в Библии употребляется около 470 раз — 300 раз в Ветхом Завете и 170 раз в Новом Завете. Из этих 170 раз, если взять учение апостола Павла, то в большинстве случаев он противопоставляет закон — вере. Павел делает это сознательно, доказывая, что обе дороги должны привести к праведности, но ведут они в разных направлениях.
Вот некоторые примеры:
«Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией, потому что конец закона — Христос, к праведности всякого верующего» (Рим. 10:3-4).
«…мы признаем, что человек оправдывается верою, НЕЗАВИСИМО от дел закона» (Рим. 3:27-28).
«Делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познается грех. Но ныне, НЕЗАВИСИМО от закона, явилась правда Божия, (Божья праведность), о которой свидетельствуют закон и пророки» (Рим. 3:20-21).
Павел дважды употребляет выражение «независимо от дел закона», доказывая, что есть другой путь к праведности — через веру в то, что совершил Христос.
Далее Павел говорит Петру: «Мы по природе Иудеи, а не из язычников грешники; однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть» (Гал. 2:15-16).
«Если законом оправдание, то Христос напрасно умер» (Гал. 2:21).
«Если бы дан был закон, могущий животворить, то подлинно праведность была бы от закона; но Писание всех заключило под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа» (Гал. 3:21-24).
Павел в очередной раз показывает, что закон и вера не пересекаются, хотя оба призваны привести человека к праведности. Если бы праведность была от закона, то какие вопросы? Но закон не дал ожидаемых результатов, потому: «... до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере. Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою» (Гал.3:24).
Слово «вера» употреблено в Библии 35 раз, и все эти 35 раз упомянуты в Новом Завете! Слово «вера» встречается в Ветхом Завете в других падежах. Например, слово «верою» употребляется 57 раз, из них 56 раз - в Новом Завете и только один раз — в Ветхом. Пророк Аввакум пишет, указывая опять-таки на Христа: «праведный своею верою жив будет» (Авв. 2:4). Апостол Павел берёт это выражение пророка Аввакума и повторяет его трижды в своих посланиях. Во всей Библии эта фраза повторяется четыре раза.
Слово «верующий» в синодальной Библии повторяется 26 раз. И снова 25 раз — в Новом Завете, и один раз — у пророка Исаии: «Я полагаю в основание на Сионе камень, камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: ВЕРУЮЩИЙ в него не постыдится» (Ис. 28:16). Этим пророк опять-таки указывает на Христа.
Стало быть, понятия оправдания через веру в Ветхом Завете не было вообще. В основании стоял закон и соблюдение заповедей. Хотя все понимали, что это дорога в тупик, в никуда.
Вера преследует ту же самую цель, что и закон – оправдание человека перед Богом. Но путь к обретению праведности теперь пролегает через Голгофский Крест! Приходит новый Первосвященник, заключает Новый Завет на новых обетованиях, совершает полный переворот в системе богослужения, открывая новый путь к оправданию через веру в Свою жертву!
«Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1 Кор. 5:7).
ХРИСТОС ВОСКРЕС! ВОИСТИНУ ВОСКРЕС!